Mikakora
Встреча на Эльбе: Когда общие цели и интересы перевешивают все противоречия ( 5 фото )
Фраза «Встреча на Эльбе» — уже давно нарицательная. Не нужно объяснять, кто, с кем и когда встречался. Это событие — один из самых ярких символов сотрудничества между Москвой и Вашингтоном, его исторический пик. О той встрече особенно важно вспомнить не только потому, что она произошла именно в этот день, но и ещё и потому, что отношения между нашими странами сегодня едва ли не хуже, чем во время Холодной войны. Хотя, казалось бы, договориться и сесть за стол переговоров тогда было ещё сложнее, ведь СССР и США существовали в разных политических системах. Но ведь получилось же. Уже давно нет «Красной» России, СССР распался, наша страна развивается по демократическому пути, но при всём этом найти общий язык с Америкой, почему-то, получается далеко не всегда.
События, предшествовавшие встрече
В середине апреля 1945 года войска 1-го Белорусского фронта под командованием Жукова находились в 70-ти километрах от Берлина. 16 апреля началась операция по взятию немецкой столицы. К этому моменту штаб противника перебросил дополнительные силы на советско-германский фронт, где находилось 214 дивизий, в том числе 34 танковых. На западном фронте оставалось 60 дивизий, из них — пять танковых. Войска западных союзников в апреле форсировали Рейн и завершили ликвидацию рурской группировки немцев. Они освободили Дрезден, Магдебург и другие крупные города Германии. После победы в Руре началась последняя фаза наступления — союзники должны были выйти к Эльбе и встретиться на её берегах с советскими войсками.
Встреча или встречи?
Эта историческая встреча произошла за две недели до Победы — 25 апреля 1945 года. Недалеко от города Торгау встретились части и подразделения 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии и 58-й стрелковой дивизии, входящей в состав 1-го Украинского фронта, которым командовал маршал Конев. Именно они оказались ближе всех друг к другу. Мы остановились у Эльбы, американцы — у Мульде. Расстояние между нами было около 25 километров. Зафиксировать, запечатлеть и задокументировать все контакты между союзниками было невозможно. Первыми советскими военнослужащими, которые встретились с высланным навстречу русским войскам американским патрулём, были старший сержант Григорий Голобородько и сержант Александр Ольшанский, позже к ним присоединился подполковник Гордеев. Патрулём союзников командовал лейтенант Альберт Котцебу. Эта неофициальная встреча произошла в южной части предполагаемой зоны контакта, а историческая встреча была в северной части, где на полуразрушенном мосту Эльбы встретились командир взвода 58-й стрелковой дивизии Александр Сильвашко и командир разведгруппы 69-й американской пехотной дивизии Уильям Робертсон.
Этот снимок с рукопожатием за считанные часы обошел все издания мира. Москва салютовала встрече в Торгау 24 залпами из 324 орудий, такие же торжества прошли на Таймс-сквер в Нью-Йорке.
Директива Жукова
Эту встречу ждали, к ней готовились. Маршал Жуков издал специальную директиву, в которой четко прописывалось, как должны вести себя советские солдаты. Не выдавать никаких сведений «о наших планах и боевых задачах войск». Что и не удивительно, ведь США пытались вести сепаратные переговоры с немцами, используя спецслужбы и третьи государства. В этом же документе четко прописывалось, что советским воинам не следует брать на себя «инициативу в организации дружеских встреч», но при этом к союзным войскам относится приветливо, а «при желании американских или английских войск организовать дружескую встречу — не отказываться и высылать своих представителей», а после этого «приглашать к себе представителей американских или английских войск для ответной встречи». Жуков четко приказал нашим войскам «быть образцом дисциплинированности и порядка», «строго соблюдать форму одежды и иметь опрятный вид».
Ожидания союзников
Ждали и союзники. Возможно, они тоже получали директивы о том, как вести себя с русскими. Но о том, что каждый боец американского контингента ждал этого события искренне и по-настоящему, свидетельствуют многочисленные воспоминания. Вот, что писал, например, участник встречи Уильям Робертсон:
«Все жили ожиданием. Нам не терпелось увидеть русских. Что они сейчас делают? Какие они? Мы знали, что они дошли сюда от Москвы и Сталинграда и, что они стойкие солдаты. Но все-таки, что они за люди? Как себя ведут? Дружелюбны ли? Мы только знали, что они рядом, где-то чуть впереди. Мы понимали, что для нашей 69-й дивизии было бы большой честью стать первым подразделением Западного фронта, соединившимся с Восточным фронтом».
Уильям Робертсон (слева) и Александр Сильвашко на торжествах, посвященных 45-й годовщине встречи советских и американских войск на Эльбе. 1 мая 1990 года
А вот, как вспоминал об этом историческом событии Бак Катцебу:
«Скованность вскоре прошла. Мы улыбались друг другу и обменивались поздравлениями. Пока мы ожидали командира полка, русский фотограф попросил нас попозировать. Приехал подполковник Гордеев. Я отдал ему честь и сообщил, что являюсь командиром американского патруля, прибывшего для установления контакта с Красной Армией. Гордеев ответил мне, и мы пожали друг другу руки. Затем мы обменялись речами. Мы говорили о том, как мы горды тем, что являемся участниками этой встречи и сколь велико ее историческое значение для наших стран».
Взято: Тут
9